Пена дней (Ализа) | Екатерина Климова

Автор: Борис Виан

Режиссер-постановщик: Сергея Виноградова

Аннотация к спектаклю: Началом спектакля является самый забавный эпизод, когда лысеющий здоровяк одетый в белый костюм выходит на сцену, одной рукой сжимая крысу и второй держа за шкирку кота. Человек говорит о том, что жизнь схожа на зуб во рту и сводит своих же питомцами друг к другу мордами, видимо, для того чтобы они поцеловались. Но те в свою очередь остаются совершенно безучастны. Когда этих животных снова вынесут на сцену, это будет значить, что действие закольцовано и спектакль подошел к концу.

Программка к спектаклю «Пена дней» напоминает о нелегкой судьбе автора романа: Виан, который болен пороком сердца, и всю свою жизнь прожил под страхом смерти. Спектакль Сергей Виноградов ставит так, как будто его зрители имеют бессмертие. Действие происходит целых три с половиной часа, при этом, не концентрируясь и не задерживаясь на длинных диалогах, но восторженно растворяясь в пластичных интермедиях. Как хореографического постановщика сюрреалистический роман вызывает интерес у Виноградова не меньший, чем как театрального интерпретатора. Чтобы персонажам абсолютно ничего не помешало переводить абсурдическую лирику бытия на язык физических упражнений, описанную Вианом, небольшая сцена на протяжении всего спектакля остается пустой: только четыре кулисы по периметру и белый линолеум. Сюр, пропитывающий ткань отчаянного и ироничного послевоенного романа, отзывается отдельными интонациями да причудливыми костюмами.

Сергей Виноградов составил свою команду из молодых артистов. Герои Вина тоже довольно молоды и занимаются постижением бессмыслицы жизни, в которой идеалы оказываются ложными, работы нету, любимые умирают и даже мышь от отчаяния заканчивает свою жизнь самоубийством во рту у кошки. В новом спектакле «Пена дней» персонажи скорее обретают театральный опыт нахождения на сцене. Отличить философскую прострацию от актерской неопытности предоставлено зрителю. Посему в спектакле вдруг появляется тема подростковой ломки: растерянные молодые люди нелепо мечутся, как бабочки, с которых стряхнули пыльцу. Сочувствие вызывается и тем, что у них явно заморочены голову книгами – даже на свадьбах вместо венчальных корон у них держат томики Патра.

Даже не смотря на то, что действе стремится выглядеть со стороны сложным, театрально изощренным и стилизованным, любое напряжение на сцене разрешается довольно бесхитростно. Виан не забывает взбадривать текст каким-либо парадоксом, не только филологическим, но и ситуационным. Так, мстительная девушка приканчивает проклятого Партра диковатым клещеобразным специальным инструментом, который называется сердцедер. В спектакле Жан-Соля уничтожение происходит просто – из револьвера, выстрел которого имитируют треском из-за кулис.